Навигация

Все публикации

Интервью
Статьи
Обзоры и рецензии
Разное

2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1998

RSS поток новостей
RSS поток статей

Поиск по сайту

Авторские права

Копирование или публичное воспроизведение статей этого раздела или каких либо их частей без согласия редакции проекта и (или) авторов соответствующих материалов запрещено.

Точка зрения автора любого материала в этом разделе может не совпадать с мнением редакции Sound System.

Благодарим за помощь

ЗВУКИ.РУ

Печать

Все страницы раздела оптимизированы для прямого вывода на печать, фон и лишнее содержание удаляются автоматически.

Opera web browser - download

Привозите еще!

Ожидания — злейший враг всякого удовольствия. И как бы я ни пытался заставить себя не смаковать предстоящее, не фантазировать на тему того, как все будет, все равно на концерт шел, запасаясь целой батареей этих самых ожиданий.

Massive Attack в МосквеПоловина этого дня была потрачена на смс-переписку, множественные звонки и встречи с представителями Sound System и сопутствующих ресурсов. Помимо столицы и ее окраин на первый полноценный концерт с рабочих/учебных мест потянулись и поклонники группы со всей России, и это несмотря на неудобное расположение 14-го числа октября в календаре!

Ближе к семи вечера у ворот, ведущих на территорию «Лужников», выстроилась нескромных размеров очередь, медленно просачивавшаяся на площадь перед дворцом спорта. Знали бы все эти люди, что мы, не ищущие легких путей, на эту самую площадь попали совсем с другой стороны и без всяческих досмотров, но это совсем другая история о пространственном кретинизме...

Оказавшись в фойе, долго не раздумывая, мы двинулись в танцпартер, где плотной биомассой в четыре-пять слоев у сцены собрались жаждущие хлеба и зрелищ. Кстати, «хлеба» в продаже не было, поэтому оценивать предстоящее шоу всем не подготовившимся пришлось на трезвую голову, что, мне кажется, особой пыткой для большинства не стало, но обо всем по порядку...

Мартина Топлей-Бёрд

Выбор разогревающего коллектива или исполнителя для группы уровня MA — это большая сложность в нашей стране, и многие еще задолго до 14-го октября призадумались над тем, под кого придется скучать первые час-полтора. Но до последнего момента рядом с именем группы и скромной припиской о специальном госте другие персоны не светились. Ну а в день выступления нас ждал вполне предсказуемый, но оттого не менее приятный сюрприз в виде сольного выступления Мартины Топлей-Бёрд.

Еще до ее появления на сцене натянутое на что-то вроде гардеробных вешалок красное полотно бумажными буквами кричало: «MARTI_A TOPLEY BIRD». По краям сцены скромно, по-клубному мерцали ярко-красная аббревиатура MTB и прохладно голубая The Blue God. Кстати, альбом, носящий это имя, в несколько необычном издании можно было отхватить за 5 сотен деревянных у местных торговцев, чей ассортимент помимо этого диска цеплял глаз только лишь сингл-боксом за цену, которую и поминать всуе не хочется. Что же касается самого выступления, то оно, как и обычно, проходило при поддержке ее бессменного «музыкального ниндзя» и уложилось в 11 пунктов:

Massive Attack в Москве1. Пока публика пыталась понять, кто все эти люди, можно ли уже кричать или еще поберечь силы, Мартина отыграла совершенно незнакомый, но подкупающий своей мелодичностью номер, чье происхождение для меня лично до сих пор загадка.

2. «Phoenix», идущая следом почти неразрывно, пришлась бы впору на альбоме Мадонны начала 2000-х, но тягой автора к минимальному инструментальному оформлению убивается изначальная мелодичность. После первого впечатления, полученного на Пикнике Афиши 2008, эта птичка с последнего диска из пепла восстает гадким утенком с гитарой на перевес.

3. «Sandpaper Kisses». Без этого трека, наверное, не обходится ни одно выступление Мартины. И не сказать, тому виной известная видеоигра, или какая-то личная привязанность, но уверенно можно утверждать, что тем, кто знал, что будет твориться ближайшие полчаса, особый гипнотический эффект был обеспечен. Не проникнувшиеся посетители Лужников рисковали заработать вывих челюсти, широко зевая.

4. «Baby Blue» изначально оформленная таким простым гитарным боем могла бы стать пьяной костровой для закручинившихся в отсутствие мужского внимания фемин. Первая живая аранжировка за вечер, с выбором которой сложно поспорить. Но это ведь только 4-й номер ее шоу =)

5. «Da Da Da Da». Это не песня, а игра в ладушки — ничего нового, но каждый раз весело! Две минуты Мартина просто перекидывается с залом простеньким и понятным гражданам любого государства «da da da da».

6. «Intro [Quixotic]». Очень нетривиальный выбор, за такой финт ушами иной поклонник творчества Мартины будет долго рассыпаться в благодарностях. Это всего лишь вступление к ее дебютной пластинке, но многоголосье, воссозданное живьем, забавляет не меньше, чем все шесть кинодемонов Эмили Роуз, хоть все эти игры с вокальными процессорами уже и не новы.

Massive Attack в Москве7. «Ilya». Второй номер, исполненный в том же ключе, заставил думать о службах в баптистских церквях. В один момент хотелось воздеть руки к гипотетическим небесам и не своим голосом взвизгнуть «Praise the Loooord!!!».

8. Snowman — единственная песня, которую Мартина удосужилась представить. Может быть потому, что исполнить ее предстояло на том самом инструменте, на котором она и была написана. Как трогательно...

9. «Lying». Просто одна из лучших вещей с первого диска Мартины =)

10. «Poison». Эту вещь можно смело назвать главной жертвой экспериментов. Если вам пока не удалось услышать ее живьем, не стройте особых иллюзий на возможное будущее! Зато, будьте уверены, после нее вас почти гарантированно ждет сладкое...

11. «Too Tough To Die» часто в последних выступлениях Мартины играет роль будильника для зазевавшихся за основное время сета и по совместительству финального номера программы. Громкий гитарный звук, ударные, заимствованные из «Conga Fury» (Juno Reactor/Amampondo), бойкий вокал... В общем, это была единственная песня, которая заставила поверить в то, что это все-таки был разогрев, а не массовый сеанс седативной звукотерапии.

За эти 30-40 минут Мартина Топли-Бёрд успела не только умело погрузить публику в состояние полудрёмы, отыграв по пять песен с каждого альбома в ее дискографии, но и напомнить, что до сих пор не любит поцелуи по-французски, могла бы неплохо говорить по-русски и скоро скрылась за кулисами, где засиживаться ей все равно не пришлось...

Надеяться на то, что сами виновники этого торжества духа появятся следом и «жахнут по полной» было глупо. В зале снова зажегся свет, заиграло что-то заунывное, а большая часть посетителей с кислыми лицами приступила к обсуждению свежеполученного впечатления. Кто-то искал знакомые лица на трибунах, кто-то пытался пробиться в танцпартер с сидячих мест, некоторые, заслышав звуки той же волынки, с которой и начался вечер, разбрелись по залу в поисках места поудобнее, где можно было бы переспать до девяти — сложно было представить, что Massive Attack выйдут раньше. Мы же скромной компанией, ничтоже сумняшеся, разместили наши пятые точки прямо на полу. Повелись беседы, открылись недочитанные книги, а в момент полного отчаяния в ушах сами собой оказались наушники с одним из последних бутлегов героев этого вечера. И стоило только быстро освежить память касаемо сетлиста последних выступлений и перейти непосредственно к прослушиванию записи, как свет погас, и в помещении страшно загудело...

Massive Attack

Сказать, что качеством звука я был приятно удивлен — не сказать ничего. Наскоро спрятав плеер, я продвинулся к центру зала, где панорама раскрывалась просто чудеснейшая! Среди плюсов моего места положения я также отметил и то, что в отличие от первых рядов, здесь для нормального существования человеческой единицы даже хватает кислорода. Глаза с интересом следили за скупо освещенной сценой, со стороны которой и лились звуки, дающие впечатление, будто кто-то настырно и со знанием дела через уши пальцем чешет мозг, уж простите за анатомические подробности.

1. «Bulletproof Love», если верить впечатлениям от живого исполнения, вполне самодостаточна и отлично обошлась бы без вокала. Конечно, вторым «Heat Miser» в таком случае ей не стать, но и проматывать этот трек на альбоме (которого, надеюсь, мы дождемся в следующем году) я бы наверняка не стал. Хотя, уверен так же и в том, что для многих это было просто затянувшееся вступление к первому номеру, который, кстати, смог уверить всех, что хороший звук на российских площадках — это не миф.

2. «Heartcliff Star» представленный в скромном холодном свете медленно, но верно раскачивал толпу, с интересом следящую за синеватыми сполохами, за которыми угадывались очертания знакомого по прошлым приездам группы экрана. Четкий и понятный рефрен не мог не запомниться и заставлял поверить, что это не интимное слушание для упаднических состояний, а музыка для всех, достойная более частого появления в теле- и радиоэфирах.

Massive Attack в Москве3. «Babel». После кратких благодарностей за прием 3D уверил нас в том, что мы уже знакомы с персоной, которая сейчас выйдет на сцену, и Мартина Топли-Бёрд вновь заняла место у микрофона. В течение следующих 6 минут экран, упомянутый ранее, постепенно оживал. Это главный атрибут выступлений Massive Attack, по размеру и наполнению которого поклонниками часто оценивается качество всего шоу.

4. «16 Seeter». «Следующий человек не нуждается в представлении» — промолвил 3D перед появлением Хораса Энди на сцене. С благословения последнего и стартовал следующий номер. С экрана на зрителя посыпались последние расценки на гламур вперемежку с числами, кратко описывающими ценовую политику на рынке труда стран третьего мира. Оказывается деньги можно тратить не только на инкрустированный бриллиантами I-Pod, но и на соц. работников! Удивительно! =) Сам же трек уже хорошо знаком публике и, похоже, для него уже забронировано место на следующем альбоме.

Massive Attack в Москве 5. «Risingson». Только пятым по счету в сетлисте оказался прописан один из проверенных временем боевиков, представший, как и обычно, в ярком белом свете. Ну конечно он был встречен с особым энтузиазмом, и еще за первые две минуты звучания расшевелил тех немногих, кто стоял столбом с самого начала. Когда же дело дошло до известной клавишной партии, в первых рядах можно было устраивать настоящий слэм.

6. «Red Light». То, что Мартина снова оказалась на сцене, конечно, отрадно, но этот трек все-таки убедительнее звучал в 2008-м году в исполнении Стефани Доусен. Если что-то с тех пор в нем и изменилось, в глаза эти мутации никак не бросались, а лениво разворачивающийся на заднем плане визуальный ряд позволял расслабиться в ожидании дальнейшего развития, которое последовало за кратким «Thank you! Is everything OK? This one's Futurte Proof...»

7. «Future Proof». Похоже, многие давно ждали появления в программе хоть одного трека с «100th Window» =)

8. «Teardrop». Ее ждали не меньше. Тут сразу стало понятно, что бутлегами основная масса меломанов брезгует. И лишь когда Мартина начала уверять зрителя, что любовь — это глагол и ей надо заниматься, по залу понеслись крики одобрения, а по экрану тем временем побежала водная рябь.

Ближе к завершению над сценой раскрылся букет из тонких белых лучей света, который, медленно опускаясь на танцпартер, казался почти осязаемым. Переплетение этих лучей порой вызывало ассоциации с гигантской паутиной. У классики новое лицо, и оно ей впору!

9. «Psyche». Зря говорят, что оригинал песни лишен всяческих концертных качеств. Здесь больше голоса, чем музыки, но после предыдущего номера она слушалась ничем не хуже. Видеоряд как нельзя лучше подходит настроению песни — на экране сменяются видеолупы с мотыльками, бьющимися у лампочки. Чистая паранойя!

11. «Mezzanine». Только после этого концерта я поверил тем, кто утверждал, что песня должна была обязательно выйти синглом. Ленивое развитие, как головная боль пульсировало красным, а к середине номера по экрану понеслись русские литеры. Сознание агрессивно штурмовалось обрывками фраз на родном языке. К концу номера было сложно не ощутить эмоциональный фон — равнодушных в этом зале не осталось.

Massive Attack в Москве11. «Angel». По-моему скромному мнению лучшее выступление Хорэса за этот вечер уже произошло. Живьем эта песня мне никогда не нравилась, но наверняка некоторые только ради нее и шли на этот концерт. Старичок Хорэс, конечно же, шпарил мимо нот, а я любовался пульсирующим на экране кругом света. Для конца тоннеля, скажу я вам, весьма увлекательное зрелище!

12. «Safe From Harm». Главным критерием оценки при подборе вокалисток для партий в таких номерах, похоже, является габаритность. В прошлый раз размерами (и талантом не в последнюю очередь) российскую публику поражала Йоланда Куэрти. В этот вечер к микрофону вышла Дебора Миллер.

Самое яркое впечатление осталось, увы, не от вокальных данных. А может просто пора исключить этот трек из сетлиста? Хотя, к чему еще можно привязать столь милый визуальный ряд с мелькающими на протяжении всей песни цитатами великих о свободе?

Massive Attack в Москве13. «Inertia Creeps». Когда среди неразберихи из чисел и букв стали вырисовываться заголовки желтейшей прессы, многие почувствовали себя вырванными из весьма комфортной реальности и отправлены прямиком в ад офисной повседневности. Кому-то все же хватило чувства юмора расценить это как шутку, и из разных концов зала посыпались аплодисменты. А то как же нам не веселиться, когда Пригожин стал продюсером Авраама Руссо?! =) Но вскоре слушателя опять погрузили в привычный и столь нами любимый мир социальной паранойи, поведав о новой британской системе идентификации личности и прочих удручающих несовершенствах этого мира...

Кстати, говорят, что где-то за кулисами было спрятано кафе. Наверное, там плохо кормят, раз сцена долго не пустовала...

14. «Splitting The Atom». Первый номер после легкой передышки был представлен как новая песня. Ощущение новизны, конечно, уже испарилось после сотого прослушивания EP, но интерес к живому исполнению не улетучился. А зря! Я же говорил, что ожидания — зло? Короче, под это можно было только лениво переминаться с ноги на ногу. Зато на сцене красовался почти весь приехавший состав вокалистов (Мартина что-то забыла за клавишными) за исключением Деборы, но и она не заставила себя ждать...

15. «Unfinished Sympathy». Резкий скачок из 2009-го в 1991-й, и лица озаряются радостью. Не подумал бы, что песня до сих пор так любима. Самый трогательный момент — затянутая «and now I’ve got to know much mooooooooooooooooooooooooooore», каждый раз вызывающая неподдельный восторг и бурные овации. Как говорится, главное знать, где повернуть!

16. «Marakesh». Ну а здесь можно было бы обойтись без комментариев, если бы без них сразу становилось четко понятно то, что это были лучшие 10 минут из всего шоу. Полное равновесие между социальными устремлениями группы, мелодической и лирической составляющей и танцполовым драйвом. Объемный и разнообразный видеоряд, плотный атмосферный звук. Совсем уже не «трип-хоп» и ни одного приглашенного вокалиста, но безусловно потрясающее зрелище!!! Даже в низкокачественных роликах с youtube отлично все это можно увидеть и услышать, что уж говорить о присутствии в зале, когда там творится что-то подобное!

Как подсказывает обкатанный в Европе сценарий, тут будет передышка. Народ, естественно, потянулся к выходу, т. к. все еще не привык к двум выходам на бис или не следил за концертной деятельностью группы в последнее время. Как же тут обойтись без старого доброго хита, коль уже все альбомы кое-как уже были представлены, а Protection еще нет?!

17. «Karmacoma». Отличная точка, после которой и дописать нечего. Снимающая возбуждение, накопленное за время всего выступления, и не оставляющая в голове больше никаких желаний. В ней появилось много нового (немного акапелльных шалостей, цепкие гитарные рифы), но она не утратила старого обаяния. Под нее просто отлично шагалось к выходу, где уже образовались пробки... I must be lazy... =)

Да, приезд группы в 2008-м году, казалось, послужил хорошим примером того, как представлять новый материал не стоит — с интересом слушались только первые 3-4 новых трека, а их было целых 8!!! Но все же тогда свою злую шутку с музыкантами сыграл в первую очередь не самый лучший звук. В этот же раз технически все было безупречно, даже выше всяческих похвал, и стало более чем понятно: появись Massive Attack в Лужниках с программой, состоящей целиком и полностью из совершенно новых треков, понадобилось бы заткнуть уши и завязать глаза, чтобы не полюбить их вновь.

Найти какой-либо по-настоящему негативный момент, чтобы специально к нему придраться либо невозможно, либо просто не хочется. От всех ожиданий с завышенной планкой не осталось и следа, и сложно сказать, оправдались они или нет, так как к концу вечера это было уже совсем не важно. А на пробегавший по экрану красными буквами вопрос «Какой приговор?», хочется ответить простым и понятным народонаселению: «Зае*ись! Привозите еще!»

Павел Круглов.
Фото: Александр Журавский.
Специально для Sound System.