Навигация

Все публикации

Интервью
Статьи
Обзоры и рецензии
Разное

2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1998

RSS поток новостей
RSS поток статей

Поиск по сайту

Авторские права

Копирование или публичное воспроизведение статей этого раздела или каких либо их частей без согласия редакции проекта и (или) авторов соответствующих материалов запрещено.

Точка зрения автора любого материала в этом разделе может не совпадать с мнением редакции Sound System.

Благодарим за помощь

ЗВУКИ.РУ

Печать

Все страницы раздела оптимизированы для прямого вывода на печать, фон и лишнее содержание удаляются автоматически.

Opera web browser - download

Культмассив

На этой неделе в Москве гостили две мечты — солист легендарных Depeche Mode и группа Massive Attack. В том, что кривые их путей сошлись в Москве, не было особого умысла: просто случилось так, что двум артистам было абсолютно незачем выступать на разных площадках, когда можно было выступить на одной. К двойному коктейлю подмешали двух россиян (Детей Пикассо и Moscow Grooves Institute) и белорусскую команду Руны — для разогрева. Назвали получившееся фестивалям. Публике было ровным счетом все равно: «наших» все равно взяли для количества.

Dave Gahan Live In MoscowЛюбовь к поп-коллективу Depeche Mode, откуда родом Гэхан, в России всегда была особенной: в конце 80-х в России существовало даже весьма нешуточное неформальное движение его фанатов, исследованием которого на полном серьезе занимались социологи. Столичная станция метро «Маяковская» в День Победы ежегодно принимала у себя толпы подстриженных «под платформу» юношей и девушек, которые, распугивая ветеранов, вовсю отмечали совсем другой праздник — день рожденья Дэйва. По количеству преданных держателей альбомов, плакатов и другой атрибутики в России DM могли бы запросто поспорить с немаленькой общиной русских битломанов. Depeche Mode приезжали в Москву дважды — в 1998 году, сразу после кризиса, они выступали в том же «Олимпийском» в ознаменование своего 15-летнего юбилея, а в 2001 — в поддержку своего нового, первого после продолжительной паузы альбома «Exciter». Третий приезд Гэхана в Россию (и первый — в качестве автора сольного альбома «Paper Monsters») был все равно принят на ура. Интересно, что дышущему сейчас на ладан Depeche Mode в годы прошлые приписывали миссию сменить The Beatles на посту главных героев простого народа: по мере удаления во времени от эпохи солнечного биг-бита и трогательных баллад главными стали люди, от музыки которых веяло пасмурностью, сумрачностью и холодом. В конечном итоге именно им выпало стать кумирами поколения нынешних тридцатилетних, потерянных в истории нашей страны между эпохой монументального коммунизма и фундаментальных перемен. Их полюбили страстно, сильно и массово — и уж где-где, а в России ни Дэйва, ни его группу никогда не считали ни «элитарными» зазнайками, ни архивными старичками вроде Duran Duran. Сменившиеся времена отняли у них переходящее знамя «нашего всего», но и из водоворота переменчивой моды группа вышла с огромной армией верных.

С Massive Attack все было по-другому. Капризную бристольскую группу, в свое время (еще в сотрудничестве с великим Трики, который уже выступал в нашей стране) основавшую трип-хоп, зрители ждали, как ждут осуществления чего-нибудь совсем несбыточного. Об их концерте, как о сладкой грезе, размышляли в модных клубах, в среде просвещенных меломанов. Фирменная депрессивность не позволяла им сделаться фигурами соразмерными DM — слишком сложными для восприятия были их монотонные, медленные вещи, слишком темные закоулки сознания подсвечивали их композиции.

Dave Gahan Live In MoscowГэхан появился на сцене голый по пояс, носился как угорелый, мешал русские и английские слова, словом — веселился вовсю. Ему не досталось ни больших экранов, ни мощного света, ни (по большому счету) хорошего звука — так что его выступление зависело от того, насколько ему удастся не разочаровать своих поклонников при третьем свидании. Выдержал: не стал пичкать публику подряд неоднозначными вещами с нового, сольного альбома. Спел всенародно любимые, заученные еще десять лет назад в школе старые боевики под хоровое сопровождение зала. Играл без перерывов между песнями. Словно говорил: хватит, россияне, вы больше не периферия, my ljubim vas! «Артист!» — справедливо восторгалась публика. Пробисировав для порядка, уступил сцену землякам.

C Massive Attack в последнее время все было не совсем ладно: после знаментой пластинки «Mezzanine» (1998) под восторги публики дуэт удалился в долгое, сумрачное сценическое молчание. Под возгласы «смотрите, что сейчас будет» после пятилетней паузы был вымучен альбом «100th Window», полный невразумительного мяукания, невыразительных мелодий и туманных намеков на прошлые заслуги. На концерте группу словно подменили: ровно те же песни услаждали слух не хуже камерной музыки; полифония мелодичных шумов погружала зал в ритмический гипноз.Не давая зрителю забыть, на каком он свете (а себе — чрезмерно увлечься импровизацией), Massive Attack вовремя возвращали его на землю хитами постарше — для исполнения хором. Кстати, бристольцы готовились к приезду заранее и вышли на сцену во всеоружии: на огромном экране-мониторе ползла политинформация (статистика убитых и убийц в Ираке) и разные статистические данные, подобранные так, чтобы зрителям (да еще в сочетании с музыкой) немедленно захотелось присоединиться к антиглобалистам. Еще бы — непрерывные цифры гибели лесов и графики доходов правительства США!

Dave Gahan Live In MoscowВ одном зале сошлись два чаяния, два осуществления чьих-то желаний. На первый взгляд, объединительный шаг концертных агентов выглядел обычной коммерческой операцией. Но в этом прозаическом шаге на самом деле был заключен и «неденежный» смысл: соединить в одном шоу две таких разных печали, две так разнящиеся между собой безысходности, рубленный синти-поп и замысловатый трип-хоп — поистине, это была находка. Возможно, помимо желания промоутеров, получилось цельное, взимодополняющее шоу, убедительнее которого на сегодняшний день выглядел только исторический концерт Пола Маккартни.

Алексей Володин. // ЗВУКИ.РУ, 20.06.2003.
Перепечатано с разрешения редакции «Звуков».