Навигация

Все публикации

Интервью
Статьи
Обзоры и рецензии
Разное

2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1998

RSS поток новостей
RSS поток статей

Поиск по сайту

Авторские права

Копирование или публичное воспроизведение статей этого раздела или каких либо их частей без согласия редакции проекта и (или) авторов соответствующих материалов запрещено.

Точка зрения автора любого материала в этом разделе может не совпадать с мнением редакции Sound System.

Благодарим за помощь

ЗВУКИ.РУ

Печать

Все страницы раздела оптимизированы для прямого вывода на печать, фон и лишнее содержание удаляются автоматически.

Opera web browser - download

Электрифицированный самообман: Massive Attack — «100th Window»

100th Window

Не прошло и пол жизни... А точнее, пяти лет с тех пор, когда альбом Massive Attack «Mezzanine» сметали с прилавков магазинов, а критики причитали что «это уже не поп-музыка, а нечто большее».

Глубокий и насыщенный звук в сочетании с мягкой клавишно-семплерной подложкой и незамысловатой мелодикой стали эксплуатировать все звезды и звездочки мирового шоу-бизнеса. Да это и не удивительно... С «Protection» в 94-м было тоже самое. То, что вы слышите сейчас на большинстве радиостанций и видите на музыкальных телеканалах — мягкая, ненавязчивая смесь соула, хип-хопа, рэггей и блюза — это и есть тот революционный рецепт, который Massive Attack подарили миру. Теперь ни одна поп-кухня не обходится без его составляющих. Их нарекли создателями трип-хопа, от чего они не были в восторге. Massive Attack стали не только первооткрывателями таланта Tricky, но и теми, кто на время примирил вечно враждующий лагерь рок- и поп-фанатов. Благодаря многонациональному составу и постоянной работе с разноплановыми вокалистами Massive Attack всегда сохраняли свою оригинальность. Их изнуряющий подход к записи — сотни треков и дублей, десятки вариантов аранжировок и скрупулезная проработка каждого тембра — стал настоящей легендой. Полчища «звуковиков»-профессионалов, вслушиваясь в их саунд, до сих пор находят в нем что-то новое. Даже первая работа Massive Attack «Blue Lines» звучит не менее современно, чем раньше...

После всех этих «ахов и охов» вы теперь, наверное, представляете то напряжение, с каким пресса и поклонники ожидали появления нового альбома своих любимцев. От таких групп обычно ждут не просто хороших альбомов, а, скорее, откровений — указания нового вектора в развитии поп-музыки. А что делать, если Massive Attack выпустили просто хороший альбом? Да ничего — ставить его в магнитофон и наслаждаться... Хищная британская пресса уже готова стереть в порошок своих недавних кумиров. Язвительные рецензии, я уверен, будут и в российской музыкальной прессе.

«100th window» — это четвертый за 12 лет альбом Massive Attack Его премьера откладывалась уже несколько раз по необъясненным причинам. Группу сотрясали и внутренние конфликты в результате которых ушел Машрум. Трио превратилось в дуэт где наконец параноик Роберт Дель Ная занял лидирующую позицию оттеснив всем недовольного Гранта Маршалла. Это не могло не сказаться на звуке. Элементы хип-хопа и соула, которые привносили в предыдущие альбомы группы нелишнее разнообразие, теперь полностью отсутствуют, впрочем, как и грязноватые гранджевые гитарные ходы, характерные для «Mezzanine». Новый альбом Massive Attack по своему электронно-синтетическому саунду ближе к «Protection». Но есть одно «но». Во-первых, это очень белая музыка, даже бессменный вокалист Massive Attack — король рэггей и соула Хорэс Энди — поет очень сдержанно и ровно.

Никаких речитативов на «100th window» не наблюдается. 3Д взял все в свои руки, он тоже поет, но в совершенно новой несвойственной для него манере — растягивая куплеты меланхоличным полушепотом. В результате получается что-то среднее между Мартином Гором и Бренданом Перри. Если говорить о звучании, то оно ближе к последним «экспериментальным» работам Depeche Mode и Бьёрк. То есть некий синтез современной немецкой электроники со звучанием британского IDM середины 90-х. Звук вроде бы устарел. Вкрадчивые «рандомизированные» колокольчики, убогие, нарочито электронные барабанчики... Слишком активное и нетипичное для Massive Attack использование синтезаторных мелодий. Это все очень похоже на главное разочарование года. И даже приглашенные звезды, вроде Шинейд O'Коннор и Дэймона Албарна, кажется, не способны спасти положение. Все это так... Но в «100th window» есть что-то неуловимое и притягательное, что интуитивно указывает слушателю, что это все еще Massive Attack, и их звучание по-прежнему в топе. Не знаю, возможно, это самообман. Но альбом все-таки получился, и даже больше — его можно назвать аккуратной, нежной, тоскливо щемящей и, несмотря ни на что, искренней работой. Ну, говорю же вам — Massive Attack выпустили новый альбом. Что еще?

Александр Старостин. // FUZZ, 2003, № 3.
Статья перепечатана с любезного разрешения редакции журнала.