НавигацияИнтервью 2010 Поиск по сайтуАвторские праваКопирование или публичное воспроизведение статей этого раздела или каких либо их частей без согласия редакции проекта и (или) авторов соответствующих материалов запрещено. Точка зрения автора любого материала в этом разделе может не совпадать с мнением редакции Sound System. Благодарим за помощьПечатьВсе страницы раздела оптимизированы для прямого вывода на печать, фон и лишнее содержание удаляются автоматически. |
Электрифицированный самообман: Massive Attack — «100th Window»Не прошло и пол жизни... А точнее, пяти лет с тех пор, когда альбом Massive Attack «Mezzanine» сметали с прилавков магазинов, а критики причитали что «это уже не поп-музыка, а нечто большее». Глубокий и насыщенный звук в сочетании с мягкой клавишно-семплерной подложкой и незамысловатой мелодикой стали эксплуатировать все звезды и звездочки мирового шоу-бизнеса. Да это и не удивительно... С «Protection» в 94-м было тоже самое. То, что вы слышите сейчас на большинстве радиостанций и видите на музыкальных телеканалах — мягкая, ненавязчивая смесь соула, хип-хопа, рэггей и блюза — это и есть тот революционный рецепт, который Massive Attack подарили миру. Теперь ни одна поп-кухня не обходится без его составляющих. Их нарекли создателями трип-хопа, от чего они не были в восторге. Massive Attack стали не только первооткрывателями таланта Tricky, но и теми, кто на время примирил вечно враждующий лагерь рок- и поп-фанатов. Благодаря многонациональному составу и постоянной работе с разноплановыми вокалистами Massive Attack всегда сохраняли свою оригинальность. Их изнуряющий подход к записи — сотни треков и дублей, десятки вариантов аранжировок и скрупулезная проработка каждого тембра — стал настоящей легендой. Полчища «звуковиков»-профессионалов, вслушиваясь в их саунд, до сих пор находят в нем что-то новое. Даже первая работа Massive Attack «Blue Lines» звучит не менее современно, чем раньше... После всех этих «ахов и охов» вы теперь, наверное, представляете то напряжение, с каким пресса и поклонники ожидали появления нового альбома своих любимцев. От таких групп обычно ждут не просто хороших альбомов, а, скорее, откровений — указания нового вектора в развитии поп-музыки. А что делать, если Massive Attack выпустили просто хороший альбом? Да ничего — ставить его в магнитофон и наслаждаться... Хищная британская пресса уже готова стереть в порошок своих недавних кумиров. Язвительные рецензии, я уверен, будут и в российской музыкальной прессе. «100th window» — это четвертый за 12 лет альбом Massive Attack Его премьера откладывалась уже несколько раз по необъясненным причинам. Группу сотрясали и внутренние конфликты в результате которых ушел Машрум. Трио превратилось в дуэт где наконец параноик Роберт Дель Ная занял лидирующую позицию оттеснив всем недовольного Гранта Маршалла. Это не могло не сказаться на звуке. Элементы хип-хопа и соула, которые привносили в предыдущие альбомы группы нелишнее разнообразие, теперь полностью отсутствуют, впрочем, как и грязноватые гранджевые гитарные ходы, характерные для «Mezzanine». Новый альбом Massive Attack по своему электронно-синтетическому саунду ближе к «Protection». Но есть одно «но». Во-первых, это очень белая музыка, даже бессменный вокалист Massive Attack — король рэггей и соула Хорэс Энди — поет очень сдержанно и ровно. Никаких речитативов на «100th window» не наблюдается. 3Д взял все в свои руки, он тоже поет, но в совершенно новой несвойственной для него манере — растягивая куплеты меланхоличным полушепотом. В результате получается что-то среднее между Мартином Гором и Бренданом Перри. Если говорить о звучании, то оно ближе к последним «экспериментальным» работам Depeche Mode и Бьёрк. То есть некий синтез современной немецкой электроники со звучанием британского IDM середины 90-х. Звук вроде бы устарел. Вкрадчивые «рандомизированные» колокольчики, убогие, нарочито электронные барабанчики... Слишком активное и нетипичное для Massive Attack использование синтезаторных мелодий. Это все очень похоже на главное разочарование года. И даже приглашенные звезды, вроде Шинейд O'Коннор и Дэймона Албарна, кажется, не способны спасти положение. Все это так... Но в «100th window» есть что-то неуловимое и притягательное, что интуитивно указывает слушателю, что это все еще Massive Attack, и их звучание по-прежнему в топе. Не знаю, возможно, это самообман. Но альбом все-таки получился, и даже больше — его можно назвать аккуратной, нежной, тоскливо щемящей и, несмотря ни на что, искренней работой. Ну, говорю же вам — Massive Attack выпустили новый альбом. Что еще? Александр Старостин. // FUZZ, 2003, № 3. |